- В Китае начали массовый выпуск собственных восьмиступенчатых «автоматов»
- Китайские машины дополнят российскими системами безопасности
- Самые популярные китайские автомобили в России
- Оценим надежность китайских автомобилей сегодня
- Самые опасные авто из Поднебесной, продающиеся в России
- Почти европейский подход
- «Отличники» и «хорошисты»
- Самые популярные китайские автомобили в России
- Оценим надежность китайских автомобилей сегодня
- Рейтинг китайских автомобилей по безопасности
- Прошлое и настоящее безопасности китайских автомобилей
- Методики, которые используются для проверки китайских моделей
- Самые популярные китайские автомобили в России
- Оценим надежность китайских автомобилей сегодня
- Самые опасные авто из Поднебесной, продающиеся в России
- Почти европейский подход
- «Отличники» и «хорошисты»
В Китае начали массовый выпуск собственных восьмиступенчатых «автоматов»
Пока АвтоВАЗ и УАЗ без особого успеха ищут подходящую автоматическую трансмиссию для своих моделей, китайский автопром готовится к массовому переходу на собственные коробки передач с гидротрансформатором и восемью передачами. Местная компания Shengrui, основанная в 2003 году и занимающаяся производством трансмиссий разных типов, представила восьмиступенчатый «автомат» второго поколения.
Строго говоря, эта коробка не полностью китайская: ее разработкой фирма Shengrui занималась в сотрудничестве с прославленным инжиниринговым бюро Ricardo. Агрегат первого поколения дебютировал два года назад на кроссовере Landwind X7, который представляет собой пиратскую копию модели Range Rover Evoque. Планетарная трансмиссия получилась очень компактной и технологичной, но собрала не самые лучшие отзывы: были претензии к быстродействию, логике переключений и шумности.
На основании этих замечаний в компании Shengrui доработали «автомат». Второе поколение имеет улучшенный софт, новый гидроблок, пониженную шумность и пересмотренный ряд передаточных чисел. Кроме того, появилась усиленная версия с расширенным силовым диапазоном (отношением наибольшего передаточного числа к наименьшему увеличено с 6,55 до 7,09) и повышенным входным порогом крутящего момента (380 вместо 300 Нм). А еще новая коробка передач изначально рассчитана для установки на гибриды, у которых электромотор расположен сразу после двигателя внутреннего сгорания.
Китайским «автоматом» уже заинтересовался десяток местных компаний, включая Chery, Zotye и Lifan, а также совместное предприятие FAW-Volkswagen, которое выпускает автомобили под немецким брендом для локального рынка. Уже сейчас фирма Shengrui готова производить 250 тысяч таких коробок передач ежегодно, а к 2020 году увеличить объем выпуска до одного миллиона штук. Учитывая объем китайского рынка (24 млн новых машин в прошлом году), эти показатели не выглядят фантастическими.
Новинки автопрома
10 июня 2023, 14:19
10 июня 2023, 15:19
10 июня 2023, 16:19
10 июня 2023, 17:19
10 июня 2023, 18:19
10 июня 2023, 19:19
10 июня 2023, 20:19
10 июня 2023, 21:19
10 июня 2023, 22:19
10 июня 2023, 23:19
11 июня 2023, 00:19
Китайские машины дополнят российскими системами безопасности
Российские системы безопасности будут ставиться не только на марки российских машин, но и на китайские бренды. Lada поделится с продукцией китайского автопрома антиблокировочной системой тормозов (ABS) и системой курсовой стабилизации (ESP). Для продукции АвтоВАЗа эти устройства уже испытаны и сертифицированы. Настало время поделиться с другими марками, выпускающимися в России.
Первым из китайских автопроизводителей российские системы безопасности получит китайский Haval («Хавейл»), которые собираются на автозаводе под Тулой.
Речь идет о продукции российского научно-промышленного холдинга «Итэлма», подтвердила пресс-служба компании. Разработка отечественных ABS и ESP была проведена после того, как из России ушел вместе со своей продукцией концерн Porsche. Этот концерн был монополистом по этим системам в РФ. Поставка отечественных антиблокировочных систем для российских производителей стартует с 1 июля, заверил замглавы Минпромторга России Василий Шпак.
Предложение «Итэлмы» оказалось наиболее конкурентосбособным. Сейчас ABS ставится только на Lada Vesta NG, официальные продажи которой начались с 9 июня. С середины лета антиблокировочная система вернется на Lada Granta.
В автомобилестроении за прошедший год Россия уже заместила полностью электронные блоки управления и жгутовую продукцию, частично замещены автомобильные датчики. К 2035 году концепция развития российского автопрома предполагает уменьшения количества платформ, на которых будут в стране строиться автомобили, а также повышение уровня локализации производства автокомпонентов.
Автомобили из Поднебесной выглядят красиво, комфорт на достаточно высоком уровне, производители предлагают большой набор опций в базовых комплектациях.
А что с надежностью и безопасностью? Сами производители ставят высокие оценки своим «детищам». Но все ли они одинаково безопасны? Это могут показать только испытания.
Первые китайские авто, завезенные в Россию, были не очень приглядными с виду. Надежность и безопасность также страдали. Поэтому у машин из Поднебесной сложилась плохая репутация. Это показывали и краш-тесты. При ударе их кузова полностью разрушались, и у пассажиров не оставалось ни малейшего шанса выжить в серьезной аварии.
Но за последнее время ситуация кардинально поменялась. Если раньше авто из Китая считались негласной альтернативой отечественных машинам, которые, как известно, надежностью не блещут, то сегодня «китайцы» успешно конкурирую с «японцами» и «европейцами», а эти автопроизводители очень серьезно относятся к безопасности.
Китайский автомобиль сегодня – это надежная конструкция, привлекательный экстерьер, комфортный интерьер, мощный силовой агрегат, современная электроника и инновационные системы безопасности. Именно они, наряду с устойчивостью кузова к коррозии, и выходят на первое место при оценке надежности автомобиля.
В Китае применяется несколько методик автомобильных краш-тестов. Они постоянно совершенствуются в направлении ужесточения оценок. Но сравнить китайские машины между собой очень сложно, поскольку каждый производитель применяет свою оценочную систему. Поэтому важнее оценка независимых организаций, которые занимаются безопасностью автомашин. Баллы начисляются за безопасность водителя, пассажиров и пешеходов. Также важно количество брака в расчете на производимую партию.
Российские автомобилисты, предпочитающие китайские авто, выделяют несколько факторов в их пользу:
Самые популярные китайские автомобили в России
В настоящее время китайский автопром выпускает и седаны, и хэтчбеки, и кроссоверы, и внедорожники, которые пользуются популярностью среди российских потребителей. По европейским меркам, китайские авто премиум-сегмента считаются достаточно качественными и надежными. Но стоят они довольно дорого. Поэтому из более чем 80 марок в нашей стране можно встретить лишь малую часть: Chery, Haval, Geely, Changan и некоторые другие. Подавляющее большинство китайских автомобилей предназначено для внутреннего рынка.
1. Chery – продукт госпредприятия, созданного в 1997 году. Это первый экспортер автомашин из КНР. Помимо Китая, сборочные производства Chery находятся в Египте, Иране, Сирии и Уругвае. Для России доступны модели Tiggo 4, Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 Pro.
2. Haval – производит китайская компания Great Wall Motor. С 2015 года в России машины под брендом Great Wall не продаются. А у Haval есть производственные мощности в нашей стране. Эта фирма планирует занять лидирующее положение по продаже кроссоверов. Для России доступны модели Jolion, F7 и H9.
3. Geely – сотрудничает с компаниями, которые производят безопасные спортивные, гибридные, электрические и даже летающие авто. Среди них – шведская Volvo, малазийский Proton, британские Lotus Motor Cars и London Taxi Company, американская Terrafugia, немецкий Daimler AG. Для России доступны модели Coolray, Atlas и Tugella. Наши автомобилисты их охотно покупают.
4. Changan – государственный концерн, основанный в далеком 1862 году. Первыми его машинами были военные внедорожники, выпущенные в 1958 году. Компания сотрудничает с Citroen, Ford, Mazda и Suzuki. На китайском рынке этот бренд лидирует по надежности. Для России доступны модели CS35 Plus, CS55 и CS75 LF.
Оценим надежность китайских автомобилей сегодня
Сегодня многие независимые эксперты составляют рейтинги надежности и безопасности китайских автомобилей. К ним подключаются и пользователи этих машин. Мы оценим безопасность китайских авто на основе публикуемых рейтингов.
Но сразу нужно сказать, что на автомобильный рынок регулярно выходят новинки, в связи с чем рейтинги тоже постоянно меняются. Не стоит выбирать транспортное средство, основываясь только на рейтингах. Тем не менее, они важны на первом этапе, когда происходит «отсев» автомобилей, которые вам не подходят. И тут работоспособность электроники и качество сборки в основном определяют параметры безопасности.
Рассмотрим методики краш-тестов и приведем данные испытаний в соответствии с ними. Также уделим внимание оборудованию китайских автомашин, которое влияет на безопасность.
1. C-NCAP – краш-тесты китайского научного центра автомобильной промышленности CATARC. Тесты проводятся с 2006 года, но с 2012-го они дополнены прямым ударом в деформируемый барьер с перекрытием 40 %, а на заднем сидении располагаются манекены.
С 2015 года оцениваются последствия от удара сзади, начисляются баллы за действующие системы безопасности. С 2018 года добавлена оценка безопасности пешеходов, систем автоматического торможения и курсовой устойчивости. Максимальное количество баллов – 100.
Тестируется безопасность при фронтальном ударе о несминаемый барьер с перекрытием 100 % на скорости 50 км/час с тремя манекенами взрослых и одного ребенка; при фронтальном ударе с перекрытием 40 % о деформируемый барьер на скорости 64 км/час с четырьмя манекенами взрослых; при боковом ударе тележкой массой 1400 кг с закрепленным деформируемым блоком, удар производится в среднюю стойку машины на скорости 50 км/час, два манекена расположены со стороны удара; при ударе сзади путем разгона кресла с манекеном до 15,65 км/час; при имитации наезда на пешехода передними колесами со скоростью 40 км/час.
Также оцениваются автономное экстренное торможение и курсовая устойчивость, наличие боковых подушек безопасности и сигналов о непристегнутых передних и задних ремнях.
2. ASEAN NCAP – паназиатская методика. Первые тесты, проведенные в 2013 году, включали оценку только от ущерба при фронтальном ударе. С 2021 года безопасность оценивается комплексно. Максимальное число баллов – 120.
Тестируется безопасность при фронтальном ударе о сминаемый барьер с перекрытием 40 % на скорости 64 км/час с двумя манекенами взрослых и двумя – детей, находящихся в специальных креслах; при боковом ударе тележкой массой 1400 кг с закрепленным деформируемым блоком, удар производится в среднюю стойку машины на скорости 50 км/час, участвует один манекен водителя и манекены детей на заднем сидении.
Также оцениваются системы ABS и ESP, автономное и экстренное торможение, наличие сигналов о непристегнутых передних и задних ремнях и непреднамеренном выезде из своей полосы, корректность работы индикаторов «слепых зон» в зеркалах.
3. C-IASI – обширная система краш-тестов, разработанная китайским страховым институтом дорожной безопасности. Тестируется безопасность при фронтальном ударе о препятствие с перекрытием 100 % на скорости 15 км/час; при боковом ударе; при ударе сзади о препятствие с перекрытием 100 % на скорости 15 км/час; при столкновении с жестким препятствием с перекрытием 25 % на скорости 64 км/час.
Оценка происходит по прочности и ремонтопригодности, безопасности для водителя, пассажиров и пешеходов, эффективности систем активной и пассивной безопасности.
Машины Chery по краш-тестам C-NCAP получили оценку «отлично». Подвел только миниатюрный Tiggo 4 – его оценили на «четверку».
Модели Haval проходили испытания как в Китае, так и в Австралии. Тестирование пройдено на «отлично» или «хорошо». Что касается Haval Jolion, то он краш-тесты на безопасность не проходил.
Geely Atlas тестировался по методикам C-NCAP, Coolray – по методикам ASEAN NCAP, а флагман Tugella – по методикам C-IASI. Все автомобили прошли краш-тесты на «отлично».
Автомашины Changan тестировались по методике C-NCAP и получили оценку «отлично». Но результатов тестов компактного CS35 Plus в открытом доступе нет.
Что касается качества сборки, то по оценкам потребителей, Chery получает 82,6 % из 100 %, Haval – 94,9 %, Geely – 86,2 %, Changan – 86,8 %.
Таким образом, учитывая местные китайские краш-тесты, которые имеют достаточно строгие требования, можно сказать, что безопасность автомобилей из Китая в 2022 году находится на достаточно хорошем уровне. Но сравнивать с европейскими машинами их нельзя, поскольку европейские тесты они не проходили.
Самые опасные авто из Поднебесной, продающиеся в России
Большинство российских водителей доверяют только краш-тестам EuroNCAP, максимум – американским IIHS. А о достаточно жестком китайском C-NCAP мало кто вообще слышал. При этом в Поднебесной бьют машины, которые не испытывают на пассивную безопасность ни в Европе, ни в Америке. И учитывая, что многие из этих авто продаются в России, результаты таких «заездов» могут стать решающими при выборе «китайца». Если, конечно, хочется не только сэкономить на покупке четырех колес, но и выжить в ДТП.
Потому как, скажем, активно продающийся у нас дешевый (от 370 000 рублей) седан FAW V5 является, согласно тестам C-NCAP, одним из самых небезопасных автомобилей. Он заработал всего 30 баллов, то есть двойку с минусом. Удар о жесткий барьер со 100-процентным перекрытием автомобиль прошел более-менее удачно, а вот остальные результаты внушают священный трепет. Защита шеи и головы при лобовом ударе с 40-процентным перекрытием – 0 из 4. Защита груди при боковом ударе – 0 из 4. Защита от хлыстовых ударов – 1,64 из 4 (худший показатель). Согласитесь, поклонникам продукции «первого автомобильного завода» есть о чем задуматься.
Еще один провальный автомобиль – кроссовер DongFeng Joyear. У нас, правда, он пока не продается, но марка DongFeng официально вышла на рынок и Joyear имеет неплохие шансы появиться в модельном ряду. И тем, кто будет задумываться о его покупке, стоит знать, что в тесте C-NCAP он получил 42,3 балла и три звезды. Шансов остаться в живых после лобового удара с 40-процентным перекрытием на этом автомобиле немного. Защита шеи, головы и груди – 1,03 балла из 4.
Среди двоечников и известные в России Lifan Brees (16,0 балла и 2 звезды), Lifan Solano (33,4 балла и 3 звезды). При чем первый били еще в 2008 году по самой щадящей методе, а второй в 2010 со средней жесткости подходом. Так что если по гамбургскому счёту, то эти звезды еще надо делить и вычитать.
Но насколько, спросите вы, полны, объективны и независимы китайские методики и собственно испытатели? Давайте разбираться.
Почти европейский подход
Сначала о независимости. C-NCAP – государственная структура. Машины для тестов она закупает самостоятельно через дилерские сети, как это принято в Европе и США. Производители не имеют прямого влияния на C-NCAP, что косвенно подтверждается не самыми высокими результатами отдельных испытуемых.
А сам применяемый стандарт краш-тестов, как видно из названия, основан на «том самом» методе NCAP, хотя и не лишен национальных особенностей. C-NCAP (первая буква – от China, англоязычного варианта названия страны) – самый молодой, он появился только в 2006 году, хотя история китайского автопрома уходит корнями в 50-е годы, когда на заводе FAW стали выпускать лицензионные советские грузовики. Важно, что сейчас автомобили в Китае тестируют по протоколу уже в третьей редакции 2012 года, которая стала заметно жестче, чем первые две – 2006 и 2009 годов. И упомянутые выше FAW V5 и DongFeng Joyear «били» именно по нему.
Первый тест – удар о жесткое препятствие со 100-процентным перекрытием на скорости 50 км/ч. На передних сиденьях находятся два мужских манекена, на втором ряду слева – женский, а справа – манекен 3-летнего ребенка.
Второй тест гораздо ближе к реальности – машину разбивают на скорости 64 км/ч о деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием, как в стандарте IIHS. Спереди находятся двое «мужчин», сзади – одна «женщина», а вот «ребенка» уже нет.
Третий тест имитирует боковое столкновение, когда аккурат в середину левой стороны корпуса на скорости 50 км/ч «влетает» тележка с деформируемым барьером. В салоне при этом находится только водительский мужской манекен.
Четвертый тест призван оценить, насколько кресла автомобиля защищают водителя и переднего пассажира от хлыстовых травм шеи. Сзади в автомобиль на скорости 15,65 км/ч въезжает тележка. В водительском манекене находится специальный датчик для оценки возможных шейных травм. Есть еще пятый тест, определяющий расход топлива автомобиля, но к безопасности он не относится и на рейтинг не влияет.
В сумме автомобиль может получить максимум 62 балла. Каждый из трех разрушительных тестов дает до 18 баллов (в сумме 54) и еще 4 балла можно заработать на тесте с хлыстовым ударом. Лампочка, напоминающая о необходимости пристегнуть ремень, дает 1,5 балла, а крепление для детского кресла ISOFIX – 0,5 балла. Дополнительно по 1 баллу автомобиль получает за наличие боковых подушек безопасности и системы ESC. «Звездный» рейтинг C-NCAP рассчитывается так: более 60 баллов – 5+; 52-60 – 5; 44-52 – 4; 36-44 – 3: 28-36 – 2; менее 28 – 1.
«Отличники» и «хорошисты»
И о реальной жесткости принятых методик можно судить хотя бы потому, что, по информации официального сайта c-ncap.org, несмотря на огромный выбор чисто китайских моделей на местном рынке, проходить тестирование по «взрослой» методике решаются немногие их производители.
Из девяти прошедших испытания в 2013 году только три – местные марки. При этом все зарубежные модели, продающиеся на местном рынке, «тестятся», за редким исключением, в обязательном порядке (и всегда получают по пять звёзд, так что никаких сенсаций). Но российскому потребителю повезло. Некоторое количество предлагаемых ему авто все-таки прошли краш-тесты. Из них по последней – строгой методе – четыре:
FAW V5 30,5 балла и 2 звезды
Lifan X60 и FAW Oley 44,6 и 40,8 балла соответственно и 4 звезды
«Четырехзвездный» Lifan X60 неплохо продается в России. Kolesa.Ru определили, чем привлекает наших автолюбителей кроссовер стоимостью «чуть дороже «Жигулей»».
Geely GX7 / Emgrand X7 50,3 балла и 5 звёзд
Еще три модели испытывались в 2010-2011 годах по более мягким стандартам, и их «большие» звезды вызывают некоторое сомнение:
Great Wall Coolbear 43,9 балла и 4 звезды
FAW Besturn B50 41,8 балла и 4 звезды
Geely Emgrand 46,8 балла и 5 звёзд
А буквально на днях стало известно, что 54,5 балла и 5 звезд получила еще одна машина из Поднебесной – модель J4 компании JAC Motors. Этот седан должен появится в России в будущем году и напрямую конкурировать с популярным у нас Hyundai Solaris.
Автомобили из Поднебесной выглядят красиво, комфорт на достаточно высоком уровне, производители предлагают большой набор опций в базовых комплектациях.
А что с надежностью и безопасностью? Сами производители ставят высокие оценки своим «детищам». Но все ли они одинаково безопасны? Это могут показать только испытания.
Первые китайские авто, завезенные в Россию, были не очень приглядными с виду. Надежность и безопасность также страдали. Поэтому у машин из Поднебесной сложилась плохая репутация. Это показывали и краш-тесты. При ударе их кузова полностью разрушались, и у пассажиров не оставалось ни малейшего шанса выжить в серьезной аварии.
Но за последнее время ситуация кардинально поменялась. Если раньше авто из Китая считались негласной альтернативой отечественных машинам, которые, как известно, надежностью не блещут, то сегодня «китайцы» успешно конкурирую с «японцами» и «европейцами», а эти автопроизводители очень серьезно относятся к безопасности.
Китайский автомобиль сегодня – это надежная конструкция, привлекательный экстерьер, комфортный интерьер, мощный силовой агрегат, современная электроника и инновационные системы безопасности. Именно они, наряду с устойчивостью кузова к коррозии, и выходят на первое место при оценке надежности автомобиля.
В Китае применяется несколько методик автомобильных краш-тестов. Они постоянно совершенствуются в направлении ужесточения оценок. Но сравнить китайские машины между собой очень сложно, поскольку каждый производитель применяет свою оценочную систему. Поэтому важнее оценка независимых организаций, которые занимаются безопасностью автомашин. Баллы начисляются за безопасность водителя, пассажиров и пешеходов. Также важно количество брака в расчете на производимую партию.
Российские автомобилисты, предпочитающие китайские авто, выделяют несколько факторов в их пользу:
Самые популярные китайские автомобили в России
В настоящее время китайский автопром выпускает и седаны, и хэтчбеки, и кроссоверы, и внедорожники, которые пользуются популярностью среди российских потребителей. По европейским меркам, китайские авто премиум-сегмента считаются достаточно качественными и надежными. Но стоят они довольно дорого. Поэтому из более чем 80 марок в нашей стране можно встретить лишь малую часть: Chery, Haval, Geely, Changan и некоторые другие. Подавляющее большинство китайских автомобилей предназначено для внутреннего рынка.
1. Chery – продукт госпредприятия, созданного в 1997 году. Это первый экспортер автомашин из КНР. Помимо Китая, сборочные производства Chery находятся в Египте, Иране, Сирии и Уругвае. Для России доступны модели Tiggo 4, Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 Pro.
2. Haval – производит китайская компания Great Wall Motor. С 2015 года в России машины под брендом Great Wall не продаются. А у Haval есть производственные мощности в нашей стране. Эта фирма планирует занять лидирующее положение по продаже кроссоверов. Для России доступны модели Jolion, F7 и H9.
3. Geely – сотрудничает с компаниями, которые производят безопасные спортивные, гибридные, электрические и даже летающие авто. Среди них – шведская Volvo, малазийский Proton, британские Lotus Motor Cars и London Taxi Company, американская Terrafugia, немецкий Daimler AG. Для России доступны модели Coolray, Atlas и Tugella. Наши автомобилисты их охотно покупают.
4. Changan – государственный концерн, основанный в далеком 1862 году. Первыми его машинами были военные внедорожники, выпущенные в 1958 году. Компания сотрудничает с Citroen, Ford, Mazda и Suzuki. На китайском рынке этот бренд лидирует по надежности. Для России доступны модели CS35 Plus, CS55 и CS75 LF.
Оценим надежность китайских автомобилей сегодня
Сегодня многие независимые эксперты составляют рейтинги надежности и безопасности китайских автомобилей. К ним подключаются и пользователи этих машин. Мы оценим безопасность китайских авто на основе публикуемых рейтингов.
Но сразу нужно сказать, что на автомобильный рынок регулярно выходят новинки, в связи с чем рейтинги тоже постоянно меняются. Не стоит выбирать транспортное средство, основываясь только на рейтингах. Тем не менее, они важны на первом этапе, когда происходит «отсев» автомобилей, которые вам не подходят. И тут работоспособность электроники и качество сборки в основном определяют параметры безопасности.
Рассмотрим методики краш-тестов и приведем данные испытаний в соответствии с ними. Также уделим внимание оборудованию китайских автомашин, которое влияет на безопасность.
1. C-NCAP – краш-тесты китайского научного центра автомобильной промышленности CATARC. Тесты проводятся с 2006 года, но с 2012-го они дополнены прямым ударом в деформируемый барьер с перекрытием 40 %, а на заднем сидении располагаются манекены.
С 2015 года оцениваются последствия от удара сзади, начисляются баллы за действующие системы безопасности. С 2018 года добавлена оценка безопасности пешеходов, систем автоматического торможения и курсовой устойчивости. Максимальное количество баллов – 100.
Тестируется безопасность при фронтальном ударе о несминаемый барьер с перекрытием 100 % на скорости 50 км/час с тремя манекенами взрослых и одного ребенка; при фронтальном ударе с перекрытием 40 % о деформируемый барьер на скорости 64 км/час с четырьмя манекенами взрослых; при боковом ударе тележкой массой 1400 кг с закрепленным деформируемым блоком, удар производится в среднюю стойку машины на скорости 50 км/час, два манекена расположены со стороны удара; при ударе сзади путем разгона кресла с манекеном до 15,65 км/час; при имитации наезда на пешехода передними колесами со скоростью 40 км/час.
Также оцениваются автономное экстренное торможение и курсовая устойчивость, наличие боковых подушек безопасности и сигналов о непристегнутых передних и задних ремнях.
2. ASEAN NCAP – паназиатская методика. Первые тесты, проведенные в 2013 году, включали оценку только от ущерба при фронтальном ударе. С 2021 года безопасность оценивается комплексно. Максимальное число баллов – 120.
Тестируется безопасность при фронтальном ударе о сминаемый барьер с перекрытием 40 % на скорости 64 км/час с двумя манекенами взрослых и двумя – детей, находящихся в специальных креслах; при боковом ударе тележкой массой 1400 кг с закрепленным деформируемым блоком, удар производится в среднюю стойку машины на скорости 50 км/час, участвует один манекен водителя и манекены детей на заднем сидении.
Также оцениваются системы ABS и ESP, автономное и экстренное торможение, наличие сигналов о непристегнутых передних и задних ремнях и непреднамеренном выезде из своей полосы, корректность работы индикаторов «слепых зон» в зеркалах.
3. C-IASI – обширная система краш-тестов, разработанная китайским страховым институтом дорожной безопасности. Тестируется безопасность при фронтальном ударе о препятствие с перекрытием 100 % на скорости 15 км/час; при боковом ударе; при ударе сзади о препятствие с перекрытием 100 % на скорости 15 км/час; при столкновении с жестким препятствием с перекрытием 25 % на скорости 64 км/час.
Оценка происходит по прочности и ремонтопригодности, безопасности для водителя, пассажиров и пешеходов, эффективности систем активной и пассивной безопасности.
Машины Chery по краш-тестам C-NCAP получили оценку «отлично». Подвел только миниатюрный Tiggo 4 – его оценили на «четверку».
Модели Haval проходили испытания как в Китае, так и в Австралии. Тестирование пройдено на «отлично» или «хорошо». Что касается Haval Jolion, то он краш-тесты на безопасность не проходил.
Geely Atlas тестировался по методикам C-NCAP, Coolray – по методикам ASEAN NCAP, а флагман Tugella – по методикам C-IASI. Все автомобили прошли краш-тесты на «отлично».
Автомашины Changan тестировались по методике C-NCAP и получили оценку «отлично». Но результатов тестов компактного CS35 Plus в открытом доступе нет.
Что касается качества сборки, то по оценкам потребителей, Chery получает 82,6 % из 100 %, Haval – 94,9 %, Geely – 86,2 %, Changan – 86,8 %.
Таким образом, учитывая местные китайские краш-тесты, которые имеют достаточно строгие требования, можно сказать, что безопасность автомобилей из Китая в 2022 году находится на достаточно хорошем уровне. Но сравнивать с европейскими машинами их нельзя, поскольку европейские тесты они не проходили.
Рейтинг китайских автомобилей по безопасности
Платные дороги в Москве: где, когда и кому придётся платить
Судя по информации на сайтах их производителей, большинство представленных на нашем рынке «китайцев» — круглые отличники в плане безопасности. Означает ли это, что все они одинаково эффективно защищают водителя и пассажиров в случае аварии? Давайте разберёмся, сравнив их оснащение системами безопасности и результаты испытаний.
Прошлое и настоящее безопасности китайских автомобилей
Первые завезённые в Россию «китайцы» изрядно подпортили репутацию автомобилей из Поднебесной не только своим неоднозначным дизайном или низкой надёжностью, но и явным пренебрежением к безопасности. Машины одна за другой проваливали краш-тесты, поражая даже видавших виды экспертов масштабом разрушений кузова при ударе и низким уровнем защиты пассажиров. Проще говоря — лет пятнадцать назад шансов выжить в более-менее серьёзном ДТП у водителя китайского автомобиля было куда меньше, чем у других участников дорожного движения.
Однако в последние годы ведущие китайские производители не только серьёзно поработали над конструкцией и внешностью своих моделей, качеством интерьеров, силовыми агрегатами и электроникой, но и озаботились проблемами безопасности — и ради повышения конкурентоспособности своей продукции на зарубежных рынках, и благодаря вниманию к этому вопросу своего государства. Достаточно сказать, что в самом Китае сегодня используется сразу несколько методик автомобильных краш-тестов. И все они постоянно совершенствуются, а их оценки ужесточаются.
Наконец, всё больше китайских моделей испытывают независимые организации, занимающиеся безопасностью автомобилей.
Слева направо: Haval Jolion, Exeed LX, Geely Coolray
Именно поэтому максимально корректно сравнить по безопасности китайские модели между собой не получится. Их испытывали в разные годы и по отличающимся друг от друга стандартам. В каждом из них по-своему считают баллы за защиту водителя, пассажиров и пешеходов, а кто-то и вовсе не использует в оценке привычные нам «звёзды».
Для понимания уровня безопасности машин мы кратко описали каждую методику краш-тестов, а затем собрали в таблицы данные испытаний и оснащение китайских моделей, представленных в России.
Методики, которые используются для проверки китайских моделей
Краш-тесты C-NCAP
Тесты C-NCAP китайский научный центр автомобильной промышленности CATARC начал проводить ещё в 2006 году. В 2012-м их методику по образу Euro NCAP дополнили фронтальным ударом в деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием и манекенами на заднем сиденье. С 2015 года в программе появилась оценка последствий при ударе сзади и баллы за системы безопасности. А спустя ещё три года добавились тесты на безопасность пешеходов, а также систем курсовой устойчивости и автоторможения.
В зависимости от даты проведения краш-теста максимальное количество баллов по методике С-NCAP будет разное. В 2015 году их было 62, сегодня — ровно 100. Испытания проходят в шесть этапов.
- Фронтальный удар о несминаемый барьер со 100-процентным перекрытием на скорости 50 км/ч. В салоне три взрослых манекена и один — ребёнка, сидящего на заднем сиденье.
- Фронтальный удар автомобиля с 40% перекрытием о деформируемое препятствие на скорости 64 км/ч. В данном тесте используются только взрослые манекены — два спереди и два сзади.
- Боковой удар 1400-килограммовой тележкой с закреплённым на ней деформируемым блоком в среднюю стойку автомобиля с двумя манекенами, сидящими со стороны удара. Скорость тележки — 50 км/ч.
- Имитация удара в автомобиль сзади для оценки нагрузки на шейные позвонки. Используется сиденье с манекеном, разгоняемое до 15,65 км/ч.
- Имитация наезда на пешехода со скоростью 40 км/ч. В этом тесте фиксируются нагрузки на колени, бёдра и голову манекена при ударе о передний бампер, капот и лобовое стекло автомобиля.
- Тесты систем курсовой устойчивости и автономного экстренного торможения.
Дополнительные баллы могут быть начислены за наличие сигнализации о непристёгнутых ремнях безопасности спереди и сзади, а также боковых подушек безопасности.
Краш-тесты ASEAN NCAP
Первые тесты по паназиатской методике были проведены в 2013 году в Малазийском институте дорожной безопасности и ограничивались фронтальным ударом. Но с 2021-го испытания ASEAN NCAP стали комплексными, а максимальное количество баллов увеличилось до 120. Получает их автомобиль по результатам четырёх тестов.
- Фронтальный удар о сминаемый барьер с перекрытием 40%. На передних сиденьях находятся двое взрослых манекенов, а сзади — два детских в специальных креслах. Скорость в момент столкновения 64 км/ч.
- Боковой тест, при котором тележка с деформируемым блоком врезается в среднюю стойку автомобиля на скорости 50 км/ч. Во время этого испытания, кроме манекена водителя, на заднем сиденье находятся манекены детей.
- Тест эффективности систем активной безопасности, включая ABS, ESP, ассистентов экстренного и автономного торможения, сигнализации о непристёгнутых ремнях безопасности и непреднамеренном выезде из занимаемой полосы.
- Тест систем, позволяющих избежать столкновения с мотоциклистом. Здесь в первую очередь оценивается корректность работы установленных в зеркалах индикаторов, информирующих о находящихся в «слепых зонах» объектах.
Краш-тесты ANCAP
На сегодняшний день австралийская система испытаний новых автомобилей является одной из самых обширных и включает семь тестов, имитирующих аварии.
- Фронтальный удар с 50-процентным перекрытием симулирует столкновение со встречным автомобилем, двигающимся с той же скоростью — 50 км/ч. То есть суммарная скорость во время удара составляет 100 км/ч. Встречный автомобиль имитирует тележка весом 1400 кг с блоком сминаемых алюминиевых пластин. В салоне испытуемого автомобиля установлены четыре манекена — два взрослых на передних сиденьях и два детских (6 и 10 лет) на задних.
- Фронтальный удар со 100% перекрытием о несминаемый барьер на скорости 50 км/ч. В этом тесте используются только два «взрослых» манекена — один за рулём, второй — за ним, на заднем сиденье.
- Боковой тест, при котором 1400-килограммовая тележка со сминаемым алюминиевым блоком врезается в среднюю стойку автомобиля на скорости 60 км/ч.
- Боковой тест, при котором тележка врезается в автомобиль со стороны пассажира.
- Тест защиты пешеходов. Столкновение автомобиля с манекенами взрослого и ребёнка происходит на скорости 40 км/ч. Оцениваются риски получения травм различных частей тела при ударе о бампер, капот, ветровое стекло и боковые стойки последнего.
- Тест с боковым ударом о столб. В том случае автомобиль ударяется средней стойкой о жёсткое препятствие, имитирующее столб, на скорости 32 км/ч под углом 75 градусов.
- Тест рисков получения хлыстовых травм. Здесь, как и в тестах С-NCAP, установленное на подвижных салазках сиденье с манекеном получает резкий толчок сзади. Возникающие при этом перегрузки составляют 4,9 и 6,4 g.
Помимо перечисленных тестов, методика ANCAP включает испытания установленных в автомобиле устройств и систем обеспечения безопасности. Здесь максимальная оценка составляет 16 баллов. А всего автомобиль в теории может набрать 157 баллов рейтинга.
Краш-тесты C-IASI
Методика испытаний китайского страхового института дорожной безопасности включает обширную программу краш-тестов. Кроме ударов автомобиля передней и задней частью о препятствие со 100-процентным перекрытием на скорости 15 км/ч, в программу входит столкновение с жёстким барьером при 25-процентном перекрытии на скорости 64 км/ч, а также боковой удар и тест на прочность крыши. На основании полученных в испытаниях данных безопасность автомобиля оценивают по четырём критериям:
- прочность и ремонтопригодность;
- безопасность водителя и пассажиров;
- безопасность пешеходов;
- эффективность средств пассивной и активной безопасности.
В каждой из этих категорий автомобиль получает оценку: отлично, хорошо, удовлетворительно или плохо. Они и фигурируют в итоговом протоколе.
Последняя в этом году серия испытаний комитета Euro NCAP принесла маленькую сенсацию. Сразу два автомобиля марки MG, которая принадлежит китайскому концерну SAIC и работает в основном на внутреннем рынке, заработали максимальные пять звезд! Поскольку из всех европейских стран бренд MG представлен только в Великобритании, тестам подверглись праворульные машины, однако компания планирует начать продажи в континентальной Европе, и высокий рейтинг безопасности окажется весьма кстати.
Испытаниям подверглись бензиновый кроссовер MG HS длиной 4,5 м и электрический паркетник MG ZS EV длиной 4,3 м. Оба с честью выдержали стандартные краш-тесты: разве что нагрузки на грудную клетку «водителя» при ударе машин о столб были слишком велики, а в электромобиле аналогичная беда постигла заднего «пассажира» во время фронтального удара всей площадью передка. Да и за работу электронных ассистентов (системы автоматического торможения и слежения за разметкой) китайские MG заработали вполне достойные по сегодняшним меркам 70—76%, уложившись в норматив на пять звезд.
Впрочем, еще не все современные китайские модели могут похвастать столь хорошими результатами. В подтверждение — электрический кроссовер Aiways U5, первая серийная модель молодой компании, основанной в феврале 2017 года бывшими топ-менеджерами фирм SAIC Volkswagen и Volvo. В Поднебесной эти машины уже доступны для заказа по цене от 28 тысяч долларов, есть большие надежды на экспорт, однако результат испытаний Euro NCAP пока неважный: только три звезды. Если фронтальные краш-тесты Aiways U5 выдержал достойно, то боковым ударам противостоял слабо. Да и к электронным помощникам много нареканий: они с переменным успехом распознают препятствия и знаки, а оповещение водителя оставляет желать лучшего. Компания Aiways уже пообещала заняться доработкой машины.
Также трех звезд удостоился хэтчбек Volkswagen up!, результат которого автоматом засчитали для моделей-близнецов Skoda Citigo и Seat Mii, которые отличаются от донора только оформлением. Эти машины выпускаются уже восемь лет и подвергались лишь легкой модернизации, поэтому рейтинг 81% за краш-тесты для них более чем достойный. Однако из-за отсутствия ассистирующей электроники их потолок в нынешней системе рейтингов Euro NCAP — три звезды из пяти.
Ну а в том, что современные модели Audi Q8, Volkswagen Golf, Ford Puma и Nissan Juke удостоятся максимальной пятизвездной оценки, не было никаких сомнений. Причем кроссовер Audi Q8 испытан по сокращенной программе, а большинство результатов были заимствованы у родственной модели Q7, которая имеет ту же электронику и силовую структуру передней части кузова. Кстати, в планах экспертов Euro NCAP также были испытания микроавтобуса Opel Zafira Life, но их отменили, когда «выяснилось», что эта модель ничем не отличается от автомобиля Peugeot Traveller, который еще в 2015 году удостоился пяти звезд.
Автомобили из Поднебесной выглядят красиво, комфорт на достаточно высоком уровне, производители предлагают большой набор опций в базовых комплектациях.
А что с надежностью и безопасностью? Сами производители ставят высокие оценки своим «детищам». Но все ли они одинаково безопасны? Это могут показать только испытания.
Первые китайские авто, завезенные в Россию, были не очень приглядными с виду. Надежность и безопасность также страдали. Поэтому у машин из Поднебесной сложилась плохая репутация. Это показывали и краш-тесты. При ударе их кузова полностью разрушались, и у пассажиров не оставалось ни малейшего шанса выжить в серьезной аварии.
Но за последнее время ситуация кардинально поменялась. Если раньше авто из Китая считались негласной альтернативой отечественных машинам, которые, как известно, надежностью не блещут, то сегодня «китайцы» успешно конкурирую с «японцами» и «европейцами», а эти автопроизводители очень серьезно относятся к безопасности.
Китайский автомобиль сегодня – это надежная конструкция, привлекательный экстерьер, комфортный интерьер, мощный силовой агрегат, современная электроника и инновационные системы безопасности. Именно они, наряду с устойчивостью кузова к коррозии, и выходят на первое место при оценке надежности автомобиля.
В Китае применяется несколько методик автомобильных краш-тестов. Они постоянно совершенствуются в направлении ужесточения оценок. Но сравнить китайские машины между собой очень сложно, поскольку каждый производитель применяет свою оценочную систему. Поэтому важнее оценка независимых организаций, которые занимаются безопасностью автомашин. Баллы начисляются за безопасность водителя, пассажиров и пешеходов. Также важно количество брака в расчете на производимую партию.
Российские автомобилисты, предпочитающие китайские авто, выделяют несколько факторов в их пользу:
Самые популярные китайские автомобили в России
В настоящее время китайский автопром выпускает и седаны, и хэтчбеки, и кроссоверы, и внедорожники, которые пользуются популярностью среди российских потребителей. По европейским меркам, китайские авто премиум-сегмента считаются достаточно качественными и надежными. Но стоят они довольно дорого. Поэтому из более чем 80 марок в нашей стране можно встретить лишь малую часть: Chery, Haval, Geely, Changan и некоторые другие. Подавляющее большинство китайских автомобилей предназначено для внутреннего рынка.
1. Chery – продукт госпредприятия, созданного в 1997 году. Это первый экспортер автомашин из КНР. Помимо Китая, сборочные производства Chery находятся в Египте, Иране, Сирии и Уругвае. Для России доступны модели Tiggo 4, Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 Pro.
2. Haval – производит китайская компания Great Wall Motor. С 2015 года в России машины под брендом Great Wall не продаются. А у Haval есть производственные мощности в нашей стране. Эта фирма планирует занять лидирующее положение по продаже кроссоверов. Для России доступны модели Jolion, F7 и H9.
3. Geely – сотрудничает с компаниями, которые производят безопасные спортивные, гибридные, электрические и даже летающие авто. Среди них – шведская Volvo, малазийский Proton, британские Lotus Motor Cars и London Taxi Company, американская Terrafugia, немецкий Daimler AG. Для России доступны модели Coolray, Atlas и Tugella. Наши автомобилисты их охотно покупают.
4. Changan – государственный концерн, основанный в далеком 1862 году. Первыми его машинами были военные внедорожники, выпущенные в 1958 году. Компания сотрудничает с Citroen, Ford, Mazda и Suzuki. На китайском рынке этот бренд лидирует по надежности. Для России доступны модели CS35 Plus, CS55 и CS75 LF.
Оценим надежность китайских автомобилей сегодня
Сегодня многие независимые эксперты составляют рейтинги надежности и безопасности китайских автомобилей. К ним подключаются и пользователи этих машин. Мы оценим безопасность китайских авто на основе публикуемых рейтингов.
Но сразу нужно сказать, что на автомобильный рынок регулярно выходят новинки, в связи с чем рейтинги тоже постоянно меняются. Не стоит выбирать транспортное средство, основываясь только на рейтингах. Тем не менее, они важны на первом этапе, когда происходит «отсев» автомобилей, которые вам не подходят. И тут работоспособность электроники и качество сборки в основном определяют параметры безопасности.
Рассмотрим методики краш-тестов и приведем данные испытаний в соответствии с ними. Также уделим внимание оборудованию китайских автомашин, которое влияет на безопасность.
1. C-NCAP – краш-тесты китайского научного центра автомобильной промышленности CATARC. Тесты проводятся с 2006 года, но с 2012-го они дополнены прямым ударом в деформируемый барьер с перекрытием 40 %, а на заднем сидении располагаются манекены.
С 2015 года оцениваются последствия от удара сзади, начисляются баллы за действующие системы безопасности. С 2018 года добавлена оценка безопасности пешеходов, систем автоматического торможения и курсовой устойчивости. Максимальное количество баллов – 100.
Тестируется безопасность при фронтальном ударе о несминаемый барьер с перекрытием 100 % на скорости 50 км/час с тремя манекенами взрослых и одного ребенка; при фронтальном ударе с перекрытием 40 % о деформируемый барьер на скорости 64 км/час с четырьмя манекенами взрослых; при боковом ударе тележкой массой 1400 кг с закрепленным деформируемым блоком, удар производится в среднюю стойку машины на скорости 50 км/час, два манекена расположены со стороны удара; при ударе сзади путем разгона кресла с манекеном до 15,65 км/час; при имитации наезда на пешехода передними колесами со скоростью 40 км/час.
Также оцениваются автономное экстренное торможение и курсовая устойчивость, наличие боковых подушек безопасности и сигналов о непристегнутых передних и задних ремнях.
2. ASEAN NCAP – паназиатская методика. Первые тесты, проведенные в 2013 году, включали оценку только от ущерба при фронтальном ударе. С 2021 года безопасность оценивается комплексно. Максимальное число баллов – 120.
Тестируется безопасность при фронтальном ударе о сминаемый барьер с перекрытием 40 % на скорости 64 км/час с двумя манекенами взрослых и двумя – детей, находящихся в специальных креслах; при боковом ударе тележкой массой 1400 кг с закрепленным деформируемым блоком, удар производится в среднюю стойку машины на скорости 50 км/час, участвует один манекен водителя и манекены детей на заднем сидении.
Также оцениваются системы ABS и ESP, автономное и экстренное торможение, наличие сигналов о непристегнутых передних и задних ремнях и непреднамеренном выезде из своей полосы, корректность работы индикаторов «слепых зон» в зеркалах.
3. C-IASI – обширная система краш-тестов, разработанная китайским страховым институтом дорожной безопасности. Тестируется безопасность при фронтальном ударе о препятствие с перекрытием 100 % на скорости 15 км/час; при боковом ударе; при ударе сзади о препятствие с перекрытием 100 % на скорости 15 км/час; при столкновении с жестким препятствием с перекрытием 25 % на скорости 64 км/час.
Оценка происходит по прочности и ремонтопригодности, безопасности для водителя, пассажиров и пешеходов, эффективности систем активной и пассивной безопасности.
Машины Chery по краш-тестам C-NCAP получили оценку «отлично». Подвел только миниатюрный Tiggo 4 – его оценили на «четверку».
Модели Haval проходили испытания как в Китае, так и в Австралии. Тестирование пройдено на «отлично» или «хорошо». Что касается Haval Jolion, то он краш-тесты на безопасность не проходил.
Geely Atlas тестировался по методикам C-NCAP, Coolray – по методикам ASEAN NCAP, а флагман Tugella – по методикам C-IASI. Все автомобили прошли краш-тесты на «отлично».
Автомашины Changan тестировались по методике C-NCAP и получили оценку «отлично». Но результатов тестов компактного CS35 Plus в открытом доступе нет.
Что касается качества сборки, то по оценкам потребителей, Chery получает 82,6 % из 100 %, Haval – 94,9 %, Geely – 86,2 %, Changan – 86,8 %.
Таким образом, учитывая местные китайские краш-тесты, которые имеют достаточно строгие требования, можно сказать, что безопасность автомобилей из Китая в 2022 году находится на достаточно хорошем уровне. Но сравнивать с европейскими машинами их нельзя, поскольку европейские тесты они не проходили.
Самые опасные авто из Поднебесной, продающиеся в России
Большинство российских водителей доверяют только краш-тестам EuroNCAP, максимум – американским IIHS. А о достаточно жестком китайском C-NCAP мало кто вообще слышал. При этом в Поднебесной бьют машины, которые не испытывают на пассивную безопасность ни в Европе, ни в Америке. И учитывая, что многие из этих авто продаются в России, результаты таких «заездов» могут стать решающими при выборе «китайца». Если, конечно, хочется не только сэкономить на покупке четырех колес, но и выжить в ДТП.
Потому как, скажем, активно продающийся у нас дешевый (от 370 000 рублей) седан FAW V5 является, согласно тестам C-NCAP, одним из самых небезопасных автомобилей. Он заработал всего 30 баллов, то есть двойку с минусом. Удар о жесткий барьер со 100-процентным перекрытием автомобиль прошел более-менее удачно, а вот остальные результаты внушают священный трепет. Защита шеи и головы при лобовом ударе с 40-процентным перекрытием – 0 из 4. Защита груди при боковом ударе – 0 из 4. Защита от хлыстовых ударов – 1,64 из 4 (худший показатель). Согласитесь, поклонникам продукции «первого автомобильного завода» есть о чем задуматься.
Еще один провальный автомобиль – кроссовер DongFeng Joyear. У нас, правда, он пока не продается, но марка DongFeng официально вышла на рынок и Joyear имеет неплохие шансы появиться в модельном ряду. И тем, кто будет задумываться о его покупке, стоит знать, что в тесте C-NCAP он получил 42,3 балла и три звезды. Шансов остаться в живых после лобового удара с 40-процентным перекрытием на этом автомобиле немного. Защита шеи, головы и груди – 1,03 балла из 4.
Среди двоечников и известные в России Lifan Brees (16,0 балла и 2 звезды), Lifan Solano (33,4 балла и 3 звезды). При чем первый били еще в 2008 году по самой щадящей методе, а второй в 2010 со средней жесткости подходом. Так что если по гамбургскому счёту, то эти звезды еще надо делить и вычитать.
Но насколько, спросите вы, полны, объективны и независимы китайские методики и собственно испытатели? Давайте разбираться.
Почти европейский подход
Сначала о независимости. C-NCAP – государственная структура. Машины для тестов она закупает самостоятельно через дилерские сети, как это принято в Европе и США. Производители не имеют прямого влияния на C-NCAP, что косвенно подтверждается не самыми высокими результатами отдельных испытуемых.
А сам применяемый стандарт краш-тестов, как видно из названия, основан на «том самом» методе NCAP, хотя и не лишен национальных особенностей. C-NCAP (первая буква – от China, англоязычного варианта названия страны) – самый молодой, он появился только в 2006 году, хотя история китайского автопрома уходит корнями в 50-е годы, когда на заводе FAW стали выпускать лицензионные советские грузовики. Важно, что сейчас автомобили в Китае тестируют по протоколу уже в третьей редакции 2012 года, которая стала заметно жестче, чем первые две – 2006 и 2009 годов. И упомянутые выше FAW V5 и DongFeng Joyear «били» именно по нему.
Первый тест – удар о жесткое препятствие со 100-процентным перекрытием на скорости 50 км/ч. На передних сиденьях находятся два мужских манекена, на втором ряду слева – женский, а справа – манекен 3-летнего ребенка.
Второй тест гораздо ближе к реальности – машину разбивают на скорости 64 км/ч о деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием, как в стандарте IIHS. Спереди находятся двое «мужчин», сзади – одна «женщина», а вот «ребенка» уже нет.
Третий тест имитирует боковое столкновение, когда аккурат в середину левой стороны корпуса на скорости 50 км/ч «влетает» тележка с деформируемым барьером. В салоне при этом находится только водительский мужской манекен.
Четвертый тест призван оценить, насколько кресла автомобиля защищают водителя и переднего пассажира от хлыстовых травм шеи. Сзади в автомобиль на скорости 15,65 км/ч въезжает тележка. В водительском манекене находится специальный датчик для оценки возможных шейных травм. Есть еще пятый тест, определяющий расход топлива автомобиля, но к безопасности он не относится и на рейтинг не влияет.
В сумме автомобиль может получить максимум 62 балла. Каждый из трех разрушительных тестов дает до 18 баллов (в сумме 54) и еще 4 балла можно заработать на тесте с хлыстовым ударом. Лампочка, напоминающая о необходимости пристегнуть ремень, дает 1,5 балла, а крепление для детского кресла ISOFIX – 0,5 балла. Дополнительно по 1 баллу автомобиль получает за наличие боковых подушек безопасности и системы ESC. «Звездный» рейтинг C-NCAP рассчитывается так: более 60 баллов – 5+; 52-60 – 5; 44-52 – 4; 36-44 – 3: 28-36 – 2; менее 28 – 1.
«Отличники» и «хорошисты»
И о реальной жесткости принятых методик можно судить хотя бы потому, что, по информации официального сайта c-ncap.org, несмотря на огромный выбор чисто китайских моделей на местном рынке, проходить тестирование по «взрослой» методике решаются немногие их производители.
Из девяти прошедших испытания в 2013 году только три – местные марки. При этом все зарубежные модели, продающиеся на местном рынке, «тестятся», за редким исключением, в обязательном порядке (и всегда получают по пять звёзд, так что никаких сенсаций). Но российскому потребителю повезло. Некоторое количество предлагаемых ему авто все-таки прошли краш-тесты. Из них по последней – строгой методе – четыре:
FAW V5 30,5 балла и 2 звезды
Lifan X60 и FAW Oley 44,6 и 40,8 балла соответственно и 4 звезды
«Четырехзвездный» Lifan X60 неплохо продается в России. Kolesa.Ru определили, чем привлекает наших автолюбителей кроссовер стоимостью «чуть дороже «Жигулей»».
Geely GX7 / Emgrand X7 50,3 балла и 5 звёзд
Еще три модели испытывались в 2010-2011 годах по более мягким стандартам, и их «большие» звезды вызывают некоторое сомнение:
Great Wall Coolbear 43,9 балла и 4 звезды
FAW Besturn B50 41,8 балла и 4 звезды
Geely Emgrand 46,8 балла и 5 звёзд
А буквально на днях стало известно, что 54,5 балла и 5 звезд получила еще одна машина из Поднебесной – модель J4 компании JAC Motors. Этот седан должен появится в России в будущем году и напрямую конкурировать с популярным у нас Hyundai Solaris.