- Китай останется лидером по производству коммерческих дронов
- Отрасль становится «профессиональнее»
- Отраслевые инновации в основном происходят в программном обеспечении
- Требуется миллион пилотов
- Первые китайские беспилотники
- Разведывательный БПЛА WZ-5
- БПЛА WZ-2000
- Беспилотные летательные аппараты созданные на базе снятых с вооружения реактивных истребителей
- Что сегодня могут армейские БПЛА
- Беспилотники или истребители?
- Основные преимущества беспилотников
- Основные недостатки беспилотников
- Сильнейшие боевые беспилотники планеты
- GAAS Avenger
- Heron TP
- MQ-9 Reaper
- Bayraktar TB2
- СH-5 (Rainbow-5)
- Taranis
- Yabhon United 40
- С-70 «Охотник»
- Что еще может предложить Россия?
- Китайские производители БПЛА заинтересовались открытием заводов в России
Иллюстрация: SupChina, Alex Santafe
Китай доминирует на глобальном рынке потребительских и коммерческих дронов. Главным центром новой индустрии стал Шэньчжэнь (провинция Гуандун). 22 мая в городе прошла крупнейшая выставка дронов, а также конференция производителей и поставщиков. 369 экспонентов представили около 2 тыс. беспилотных летательных аппаратов: от мини-дронов размером с наручные часы до грузовых моделей величиной с четырехместный самолет, пишет SupChina.
Шэньчжэнь — это одна из Кремниевых долин Китая (первая — Чжунгуаньцунь). Более трети своего ВВП Шэньчжэнь получает за счет развивающегося технологического сектора. В городе расположены штаб-квартиры мировых техгигантов: Tencent, Huawei, а также крупнейшей китайской фирмы по производству электромобилей BYD. В последние годы благодаря успеху отечественного производителя дронов DJI на глобальном рынке город также обрел титул мировой «столицы дронов».
6-я Международная выставка беспилотных летательных аппаратов в Шэньчжэне проходила в выставочном зале площадью 1,9 тыс. кв. м. Мероприятие дало возможность взглянуть на быстрорастущий сектор, который уже обзавелся клиентами из США. Вот главные итоги выставки.
Китай останется лидером по производству коммерческих дронов
В прошлом году шэньчжэньский гигант индустрии дронов DJI столкнулся с препятствиями на пути к рынку США. Несмотря на это, компания стоимостью $15 млрд продолжает контролировать 80% мировой индустрии невоенных беспилотников. Ее ближайший американский конкурент Intel владеет лишь 4%. Intel не продает потребительские дроны, а специализируется лишь на световых шоу и других более узких сферах.
Среди потребительских моделей на выставке был представлен DJI Air 2S — металлический серый беспилотник размером с ладонь, который может снимать видео разрешением 5,4K. Это более чем в четыре раза превышает качество обычного фильма в формате HD.
«Дело не только в том, что DJI — доминирующий игрок рынка. Его успех примечателен: это первая китайская компания, которая действительно выступает мировым лидером в области технологий», — пишет издание 36Kr.
Такое революционное доминирование нельзя назвать случайностью. В 2010-х дроны DJI оставили своих конкурентов далеко позади. Они были значительно дешевле — только 10-20% стоимости дронов из США — технологичнее и элегантнее американских моделей GoPro и 3D Robotics.
«Дроны DJI — самые компактные из доступных на сегодняшний день беспилотников. Если модель GoPro Karma помещается в обычный рюкзак, то Mavic можно положить в сумочку или даже в большой карман», — сообщает The Verge.
Во многом компании DJI помогает Шэньчжэнь. Из производителя дешевых товаров производственно-сбытовой цепи город превратился в инкубатор для технологических гигантов мирового класса. Необходимая инфраструктура, поставщики компонентов, высокопрофессиональные специалисты, недорогая рабочая сила — все это собрано в Шэньчжэне. По словам одного из заместителей мэра города Ван Дяньцзя, только в октябре 2020-го в местном районе Наньшань насчитывалось свыше 80 компаний по производству дронов. Их годовой объем производства достигал более $3 млрд.
Концентрация таких фирм в Шэньчжэне создает идеальные условия для наращивания глобальной конкурентоспособности и инноваций в отрасли. Дешевые компоненты дронов, такие как аккумуляторы, приносят выгоду всем, а человеческий капитал с необходимыми знаниями легко перемещать между компаниями.
Когда DJI стала доминировать на рынке потребительских дронов, количество подобных фирм резко возросло. С 2016 года китайские компании Shenzhen Damoda Intelligent Control Technology и EHang, которые тоже участвовали в выставке, стали превосходить американского конкурента Intel на рынке световых шоу. Прежний мировой рекорд Intel в 500 дронов был побит EHang и Damoda, которые использовали 1000 и 3051 беспилотников соответственно. Этим они продемонстрировали более высокую техническую точность и маневренность своих дронов.
Сектор развлечений индустрии дронов тоже привлек внимание потенциальных инвесторов. QR-код из беспилотников, созданный видеохостингом Bilibili, попал в заголовки международных новостей в апреле 2021-го. Вероятно, рекламный бизнес Китая стремится заняться маркетингом с помощью дронов. Все это означает, что в китайский рынок беспилотников будут вкладывать деньги, даже несмотря на то, что он конкурирует с более слабыми мировыми фирмами.
Отрасль становится «профессиональнее»
По оценкам аналитиков, свыше двух третьих дронов приобретаются для профессиональных целей. Большинство компаний на выставке заявили, что работают с правительством и промышленным сектором, а не продают продукцию потребителям. Во-первых, это более прибыльно для начинающих стартапов. Во-вторых, так им легче справляться с препятствиями на уровне регулирования.
В США дроны, которые летают в закрытом воздушном пространстве, должны получить одобрение Федерального управления гражданской авиации. Однако обычные граждане могут запускать беспилотники там, где захотят. В Китае действуют более строгие правила: потребительским дронам запрещено летать на определенной высоте, а также вблизи аэропортов, военных объектов или других охраняемых территорий, таких как полицейские контрольно-пропускные пункты. Однако компании-производители, которые сотрудничают с правительством в сфере наблюдения и общественной безопасности, не сталкиваются с такими ограничениями.
Одним из видных игроков индустрии является компания INNNO (因诺科技), которая была основана в 2015 году. Она предлагает дроны для защиты окружающей среды, водосбережения, общественной безопасности, транспортной отрасли, пожаротушения, аварийно-спасательных работ и т. д. Например, в сфере энергетики дроны INNNO проверяют линии и вышки электропередач вместо рабочего.
Еще один крупный экспонент выставки — это шанхайская компания AutoFlight, которая обещает запустить аэротакси к 2025 году. Грузоподъемность ее электрического беспилотника V400 Xintianweng размером с вертолет составляет до 500 кг. Ожидается, что он будет использоваться для экспресс-доставки, а также при пожарах и в экстренных медицинских случаях.
Отраслевые инновации в основном происходят в программном обеспечении
Несмотря на разнообразие форм и размеров дронов на выставке, крупнейшие инновации сейчас затрагивают именно сферу ПО. Быстрорастущая компания AirDwing вместе со своим облачным сервисом KiteBeam становится лидером в этой области. Шэньчжэньская фирма предлагает более совершенные инструменты управления для правительства и промышленного сектора, которые хотят использовать дроны для различных целей. AirDwing также сотрудничает с партнерами, занимающимися оборудованием для дронов, — в основном с производителем DJI.
Программное обеспечение KiteBeam позволяет легко визуализировать и планировать маршруты полета, координировать несколько дронов, подключать их к IT-сетям, а также хранить и анализировать собранные беспилотниками данные.
«AirDwing — это не просто инструмент управления, это целая система планирования для дронов, которая реализует истинный потенциал отрасли», — заявил генеральный директор AirDwing Цзи Хун.
«Раньше DJI хотела конкурировать на рынке программного обеспечения, но теперь они оставили эту сферу нам», — сообщил один из сотрудников AirDwing.
В 2021 году небольшая техкомпания AirDwing попала в заголовки газет, когда выиграла контракт на создание системы управления дроном для пожарно-спасательной бригады провинции Гуандун.
Сейчас ситуация на китайском рынке беспилотников похожа на кооперацию фирм в индустрии электромобилей. Например, KiteBeam объединяет свое программное обеспечение с оборудованием DJI, чтобы создать единую систему управления дронами. Бренд DJI используется федеральными агентствами США, вооруженными силами, более чем 900 локальными и государственными правоохранительными органами и службами экстренной помощи. Кооперация дает AirDwing возможность выйти на мировой рынок и оставить свой след в индустрии дронов.
«Независимо от того, как будет развиваться отрасль, конечная цель AirDwing — обеспечить Китаю право голоса на мировой арене», — подчеркнул Цзи Хун.
Требуется миллион пилотов
В пресс-релизе DJI заявила, что в 2019 году в компании работали более 14 тыс. сотрудников. С того момента их число, вероятно, выросло. По примерным подсчетам, в отрасли занято более 100 тыс. человек, если учесть всех, кто работает на поставщиков и конкурентов DJI, а также других китайских игроков аппаратного и программного обеспечения беспилотников.
Одновременно с этим растет спрос на новую профессию: для большинства дронов требуются опытные пилоты, которых сейчас серьезно не хватает. В апреле 2019 года Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР добавило их в список востребованных профессий. По оценкам, в ближайшие три года отрасли потребуется 1 млн пилотов.
Согласно китайскому сайту новостей индустрии дронов Woiwrj, начинающий оператор беспилотника может зарабатывать $600-900 в месяц. Пилоты, которые провели минимальное количество тренировочных и летных часов, получат лицензии от Управления гражданской авиации КНР. Тогда их зарплата может достигать $2,3 тыс. в месяц.
Подготовила Дарья Вишнякова
WP: Китай готовит отряд сверхзвуковых беспилотников-шпионов WZ-8
Разведка США выяснила, что Китай подготовил к развертыванию два современных беспилотника со скоростью полета, в три раза превышающей скорость звука. Аппаратура позволит вести наблюдение за Тайванем и западной частью Южной Кореи
Китай «почти наверняка» переместил два реактивных разведывательных беспилотника WZ-8 на авиабазу в восточной части страны в относительной близости от Тайваньского пролива; дроны оборудованы передовой системой наблюдения для сбора картографических данных в реальном времени, или разработки стратегии, или нанесения ракетных ударов в будущем конфликте. Об этом говорится в слитых документах разведки США, пишет Washington Post.
Документы составлены Национальным агентством геопространственной разведки США, к ним приложены спутниковые снимки от 9 августа. Согласно документам, для запуска беспилотников планируется использовать бомбардировщик H6-M Badger, а сами дроны, по оценке американских военных, могут лететь на скорости, втрое превышающей скорость звука.
Слитые файлы содержат и «необязательно достоверную» карту предполагаемых маршрутов беспилотников, которые могли бы собирать сведения о Тайване и западной части Южной Кореи, в том числе Сеуле. Оборудование беспилотников может позволить вести наблюдение ночью и в туманную погоду.
Впервые беспилотники WZ-8 были представлены в 2019 году, во время парада на площади Тяньаньмэнь во время празднования 70-летия создания Китайской Народной Республики. Как указывает WP, тогда многие аналитики сочли, что беспилотники не полностью работоспособны.
Опрошенные газетой эксперты отметили: опубликованные сведения разведки свидетельствуют, что беспилотники могут быть направлены не только против Тайваня. В основном дроны планируется применять против американских военных баз в Тихом океане, считает Чи Ли-Пин, глава отдела исследований авиасистем Национального института науки и технологий Чунг-Шаня — тайваньского разработчика оружия. Он отметил, что в США недостаточно хорошо развито вооружение «воздух-воздух», из-за чего беспилотники будет сложно перехватить или уничтожить.
В слитых документах американской разведки также обнаружили сведения о еще четырех аэростатах, которые могли выполнять разведывательные цели для Китая. Один аппарат пролетел над американской авианосной группой, другой упал в Южно-Китайском море. На одном из них, «Киллин-23», были установлены мощные солнечные панели, которые были способны обеспечивать энергией радар с синтезированной апертурой (SAR). Это устройство позволяет делать снимки ночью, а также через облака, дым, туман, лед, снег и тонкие материалы, такие как брезент.
Воспользуйтесь нашими услугами
Первые китайские беспилотники
Разработка беспилотных летательных аппаратов в КНР началась в середине 1960-х годов. Первые китайские БПЛА поступившие в серийное производство были созданы Сианьским северо-западным политехническим университетом. БПЛА Ва-2 и Ва-7 предназначались для тренировки расчётов зенитной артиллерии и поступили на вооружение в начале 1970-х. Это были очень простые и дешевые радиоуправляемые аппараты из фанеры с поршневыми двигателями, запускаемые твердотопливными ускорителями с буксируемой пусковой установки.
БПЛА Ва-2 внешне напоминает винтовой самолёт моноплан. Взлётный вес составлял 56 кг, продолжительность полёта – 1 час. Мощность двигателя – 14 л.с. Максимальная скорость – 250 км/ч. При длине в 2,55 м, размах крыльев составляет 2,7 м.
Более крупный Ва-7 весил более 150 кг, продолжительность полёта около 2 часов. Мощность поршневого двигателя воздушного охлаждения 25 л.с. Максимальная скорость – 350 км/ч. Потолок – 5000 м. Длина фюзеляжа 2,65 м, размах крыльев 2,68 м.
В конце 1950-х годов из СССР поступило несколько реактивных радиоуправляемых мишеней Ла-17. В конце 1960-х годов Нанкинский институт аэронавтики приступил к созданию собственного аналога. Для этого Ла-17 был разобран для детального изучения. Внешне китайский радиоуправляемый БПЛА получивший наименование СК-1 (ChangKong-1) мало отличался от советского прототипа, но в его конструкцию были внесены некоторые изменения. На беспилотный СК-1 установили ТРД WP-6 с тягой 24,5 кН, используемый также на истребителе J-6 (МиГ-19). В зависимости от модификации масса пустого БПЛА составляла 2100-2500 кг. Запас топлива: 600-840 кг. Продолжительность полёта: 45-70 мин. Скорость: 850-910 км/ч. Потолок – до 18000 м. Как и поздние модификации Ла-17 китайский аппарат запускался с буксируемой пусковой установки при помощи пороховых ускорителей.
Первый запуск прототипа состоялся в декабре 1966 года. Но из-за промышленного спада вызванного начавшейся в КНР «Культурной революцией» ход работ сильно затормозился, и серийное производство СК-1А началось только в 1976 году. Помимо тренировок расчётов ЗРК HQ-2 (китайская версия С-75) и отработки новых зенитных ракет, была создана модификация СК-1В предназначенная для забора проб в ходе ядерных испытаний. Этот беспилотный аппарат впервые в «боевых условиях» применён на испытательном полигоне Лобнор в 1978 году, положив конец практике использования пилотируемых самолетов для выполнения миссий по взятию проб из облака ядерного взрыва.
В 1980-е годы на вооружение поступило несколько новых модификаций. БПЛА СК-1С был приспособлен для выполнения маловысотных полётов и предназначался для имитации самолётов и крылатых ракет, прорывающиеся на малой высоте. СК-1Е имел манёвренность сравнимую с истребителем J-7 (копия МиГ-21).
В 1995 году состоялись испытания сверхзвукового БПЛА СК-2(ChangKong-2) созданного на базе СК-1. Эта модель имела стреловидное крыло и более мощный турбореактивный двигатель оснащённый форсажной камерой. Радиоуправляемый беспилотный аппарат СК-2 предназначался для испытаний новых ракет класса «воздух-воздух» и «земля-воздух», но, судя по всему, большой серией не строился.
Разведывательный БПЛА WZ-5
В годы Вьетнамской войны в распоряжении китайских специалистов оказались несколько относительно мало повреждённых американских беспилотных разведчиков AQM-34N Firebee. Эти беспилотники очень широко использовались ВВС США в ходе боевых действий в Юго-Восточной Азии для ведения фото и радиотехнической разведки. В разведывательных полётах над Северным Вьетнамом, Лаосом, Камбоджой и южными районами КНР было задействовано более 1000 американских Firebee, совершивших 3435 боевых вылетов. При этом только расчёты ЗРК СА-75М «приземлили» 130 БПЛА. Более 20 беспилотников сбито истребителями ВВС НОАК в районе китайско-вьетнамской границы. Всего в ходе войны ВВС США потеряли 578 AQM-34 Firebee. Некоторые беспилотники упали на кроны деревьев и получили не большие повреждения, что дало возможность подробно их изучить.
Создание китайской версии «Файрби» получившей обозначение WZ-5 (Wuzhen-5 ) началось в начале 1970-х годов в Пекинском Университете Авиации и Космонавтики (Beijing University of Aeronautics Astronautics — BUAA). К испытанию первого лётного образца приступили в 1972 году. Однако доводка прототипов затянулась, и беспилотник поступил на вооружение только в 1981 году. Впрочем, согласно западным разведданным, БПЛА WZ-5 опытной серии использовался ВВС НОАК в ходе китайско-вьетнамского конфликта в 1979 году. По мнению американских экспертов, задержка с принятием на вооружение беспилотника, была связана с неспособностью китайской промышленности создать аппаратуру разведки и управления аналогичную установленной на AQM-34N Firebee.
Запуск китайского БПЛА WZ-5 осуществлялся со специально модифицированного дальнего бомбардировщика Ту-4. В 1960-е годы поршневой Ту-4 рассматривался в Китае на роль носителя атомной бомбы. Всего КНР было передано 25 самолётов Ту-4. Поршневой бомбардировщик Ту-4 созданный на базе американского Boeing В-29 Superfortress в ВВС НОАК предполагалось заменить реактивным Ту-16, документацию на который передали в 1959 году. Но в отношения с СССР испортились, а “большой скачок” затормозил освоение новой техники, и летная биография, казалось бы, безнадёжно устаревшего бомбардировщика оказалась неожиданно долгой. Несколько китайских Ту-4 оснастили четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М мощностью 4250 л.с. каждый, что улучшило лётные данные ремоторизированных самолётов.
БПЛА WZ-5 под крылом модернизированного бомбардировщика Ту-4
Под плоскости самолёта-носителя Ту-4 оснащенного ТВД подвешивалось два беспилотника WZ-5. Посадка БПЛА осуществлялась при помощи спасательной парашютной системы. После разборки и подготовки WZ-5 можно было использовать повторно. В последствии носителями беспилотников стали специально модифицированные турбовинтовые военно-транспортные самолёты Shaanxi Y-8E (китайская копия Ан-12). Количество БПЛА подвешенных под Ту-4 и Y-8E ограничивалось габаритами WZ-5, имевшем длину 8,97 м и размах крыла 9,76 м.
WZ-5 с взлётной массой 1700 кг обычно запускался в диапазоне высот 4000-5000 м и затем поднимался на высоту до 17500 м, где мог лететь со скоростью до 800 км/час. Продолжительность полёта составляла 3 часа.
Беспилотные разведчики в 1980-е годы регулярно совершали полёты над Камбоджой и китайско-вьетнамской границей, но первые WZ-5 в силу несовершенства бортового разведывательного оборудования имели ограниченные возможности и могли вести фотосъёмку только в светлое время суток. Кроме того, аппараты лишенные дистанционного управления и совершающие полёт по заранее заданному маршруту с использованием инерциальной навигационной системы имели значительную погрешность при привязке к местности и высокую уязвимость к средствам ПВО. В связи с этим, командование ВВС НОАК настояло на разработке усовершенствованного образца. БПЛА WZ-5А получил систему навигации, работающую совместно с наземными радиомаяками, новые фото и видеокамеры с ИК-каналом, станцию радиотехнической разведки. Беспилотник WZ-5В принятый на вооружение в начале 1990-х был оснащён радиовысотомером и предназначался для «глубокого проникновения» на территорию противника. Неуязвимость от средств ПВО должна была обеспечиваться высотой полёта не более 100 м и автоматической системой постановки помех. В настоящее время китайские БПЛА семейства WZ-5 считаются устаревшими и используются в качестве мишеней в процессе тренировки расчётов ЗРК и истребителей-перехватчиков.
БПЛА WZ-2000
Забегая вперёд, рассмотрим аппарат, который должен был заменить в ВВС НОАК БПЛА WZ-5. В середине 1990-х годов китайская компания Aisheng Technology Group Co. начала проектирование БПЛА WZ-2000, который также известен как WZ-9. Этот беспилотник имел размер и массу сходные с WZ-5. WZ-2000 предназначался для разведки местности, выполнения наблюдательных миссий, осуществления патрульных операций, и выдачи целеуказания боевым самолётам. В отличие от WZ-5 беспилотный аппарат WZ-2000 способен совершать взлёт и посадку «по самолётному». Внешне WZ-2000 напоминает американский RQ-4 Global Hawk, но габариты китайского дрона гораздо меньше (длина — 7,5 м, размах крыльев — 9,8 м) и его вес не превышает 1800 кг.
Макет БПЛА WZ-2000
В качестве силовой установки на WZ-2000 использован ТРД АИ-25ТЛ с тягой 16,9 кН. Максимальная скорость – до 800 км. Боевой радиус – до 800 км. Потолок – до 18000 м. Предусматривалось, что информация с дневных и ночных телевизионных камер должна поступать в режиме реального времени по спутниковым каналам. На этапе проектирования под фюзеляжем была запланирована подвеска радара с синтезированной апертурой, предназначенного для ведения разведки в условиях плохой видимости.
Первый полёт WZ-2000 состоялся в 2003 году, опытная эксплуатация началась в 2007 году. По всей видимости, командование ВВС НОАК отказалось от строительства WZ-2000 большой серией, сделав ставку на более совершенные беспилотники. Западные эксперты считают, что основной причиной этого является неудачный выбор силовой установки и скромные по современным меркам возможности разведывательной аппаратуры. БПЛА WZ-2000 во многом устарел ещё на стадии проектирования. Отсутствие в распоряжении китайских конструкторов подходящего авиадвигателя вынудило использовать достаточно прожорливый для летательного аппарата такого класса ТВД АИ-25ТЛК. Прототип этого двигателя был создан в СССР в середине 1960-х. Турбореактивные АИ-25 различных модификаций устанавливались на пассажирские самолёты Як-40 и учебно-тренировочные L-39. Большинство экспертов склоняются к мнению, что для дрона массой до 1800 кг больше подходит поршневой или турбовинтовой двигатель.
Беспилотные летательные аппараты созданные на базе снятых с вооружения реактивных истребителей
Рассказывая о первых китайских беспилотных летательных аппаратах многоразового использования, было бы не правильно не упомянуть о массовом переоборудовании в самолёты-мишени снимаемых с вооружения устаревших истребителей. В 1980-е годы началась переделка части выработавших ресурс истребителей J-5 (МиГ-17) в радиоуправляемые мишени Ва-5. Однако с учётом того, что освоение производства J-5 в КНР совпало с «Культурной революцией», а сам он к середине 1960-х считался устаревшим, на авиазаводе в Шеньяне в 1969 году его в серии сменил сверхзвуковой J-6 (МиГ-19). Впрочем, ВВС НОАК остро нуждались в дозвуковом реактивном учебно-боевом двухместном самолёте, и выпуск «спарки» JJ-5 продолжался до 1986 года.
Учебно-боевой cамолёт JJ-5
Двухместные JJ-5 использовались для обучения и тренировки китайских лётчиков-истребителей до 2011 года. В настоящее время большая часть пригодных к полётам УТС JJ-5 переоборудована в радиоуправляемые мишени Ва-5i. Эти радиоуправляемые летательные аппараты способны самостоятельно осуществлять взлёт и посадку, и приспособленны для многократного использования. С целью изменения радиолокационного и теплового портрета на Ва-5i устанавливаются линзы Люнеберга и ИК-имитаторы. Для детального анализа при испытаниях новых противовоздушных систем на части самолётов-мишеней смонтированы системы видеофиксации.
Спутниковый снимок Google Earth: радиоуправляемые мишени Ва-5i на стоянке авиабазы Hedongli
В данный момент почти все беспилотные самолёты Ва-5i имеющиеся в ВВС НОАК размещены на авиабазе Hedongli, на северо-западе Китая в провинции Ганьсу, района Внутренняя Монголия. Здесь согласно сведениям, опубликованным в открытых источниках работает авиаремонтное предприятие, занимающееся переоборудованием устаревших самолётов в радиоуправляемые мишени. На авиабазе Hedongli находится Центр боевого применения ВВС НОАК. Неподалёку от взлётно-посадочной полосы в 70 км южнее космодрома Цзюцюань расположен крупнейший в КНР авиационный полигон Dingxin. В этом районе также имеется испытательный центр войск ПВО, известный как «Площадка № 72». На окраине авиабазы сконцентрировано около сотни выведенных из эксплуатации устаревших истребителей J-5 и JJ-5. С учётом того, что ежегодно на полигоне в ходе боевых стрельб уничтожается 12-15 воздушных мишеней, этого количества хватит на 7-8 лет. По всей видимости, в будущем в беспилотные самолёты-мишени в КНР будут переделывать сверхзвуковых истребители J-7 и J-8, которые в настоящее время заменяются в строевых полках истребителями J-10 и J-11.
В 2010 году ВВС НОАК официально простились с истребителем J-6. Этот истребитель являющийся копией МиГ-19 стал самым многочисленным в ВВС НОАК, в общей сложности до начала 1980-х было построено более 3000 экземпляров. Помимо фронтового истребителя строилось несколько модификаций перехватчика ПВО с бортовым радаром и ракетным вооружением.
К середине 1980-х самолёт спроектированный в начале 1950-х годов уже не мог тягаться с истребителями 4-го поколения, и по мере насыщения авиаполков современными самолётами устаревшие истребители, не выработавшие лётный ресурс, отправлялись на базы хранения. Этот процесс ускорился после начала поставок из России тяжелых истребителей Су-27СК и освоения лицензионного производства на Шеньянском авиазаводе. Официально снятые с вооружения J-6 всё ещё имеется в лётно-испытательных центрах, где на них выполняют учебно-тренировочные полёты, и используют в исследовательских программах сберегая ресурс современных истребителей. Также значительное число J-6 переделано в радиоуправляемые мишени, которые активно используются во время испытаний новых противовоздушных систем и в ходе контрольно-учебных пусков зенитных и авиационных ракет.
В годы «холодной войны» в различных районах КНР было создано примерно два десятка обширных подземных укрытий для авиационной техники, способных выдержать близкий ядерный взрыв. В 1990-2000 годы в укрытиях вырубленных в скалах было сосредоточено несколько сотен устаревших, но всё ещё пригодных к дальнейшему использованию боевых самолётов.
Спутниковый снимок Google Earth: радиоуправляемые самолёты J-6 и J-7 на стоянке авиабазы Houlincun
Примерно 5 лет назад в ВВС НОАК началось формирование отдельных беспилотных эскадрилий специального назначения, находящихся в прямом подчинении командующим военных округов. Эти авиационные части комплектуются переоборудованными радиоуправляемыми истребителями: J-6, J-7 и J-8. Основным их назначением является отвлечение на себя вражеских перехватчиков и зенитных систем, а также выполнение разведывательно-демонстрационных полётов с целью вскрытия системы противовоздушной обороны противника. В мирное время личный состав и техника беспилотных эскадрилий привлекаются для организации учебного процесса истребительной авиации и войск ПВО. В случае начала боевых действий, устаревшие беспилотные самолёты выступят в роли ложных целей, приняв на себя удар средств ПВО противника. Есть основания полагать, что помимо аппаратуры дистанционного управления на беспилотных «камикадзе» имеются станции постановки помех и ракеты, предназначенные для поражения вражеских радаров.
От крошечных разведчиков до тяжелых ударных машин — дроны уже стали привычным воздушным оружием в военных конфликтах. РБК Тренды собрали самые мощные армейские беспилотники планеты
Что сегодня могут армейские БПЛА
Самая главная задача военных беспилотников — разведка и наблюдение с воздуха. Они патрулируют территорию, охраняют маршруты, могут работать наводчиками и корректировщиками огня. Размер одного из самых миниатюрных разведчиков, американского Wasp, составляет всего 33 см в длину, а вес — 200 г. Он принят на вооружение еще в 2008 году. Тогда он стоил $ 50 тыс.
Как минимум в 100 раз дороже обходятся куда более мощные аппараты: те, которые умеют воевать. Они сбрасывают бомбы (китайский гиперзвуковой WU-14 способен доставить ядерное оружие через континент), стреляют ракетами и могут выполнять роль камикадзе — пикируют на цель, подрывая себя и противника.
Одними их первых использовать беспилотники для самоподрыва придумал Израиль. Их Harop (барражирующие снаряды) применял Азербайджан в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.
Беспилотники или истребители?
В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, находясь в десятках, сотнях и даже тысячах километров от самого беспилотника. В этом основное преимущество БПЛА перед самолетом с летчиком.
Основные преимущества беспилотников
Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил и БПЛА эффективны лишь против стран, у которых практически отсутствует ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.
Основные недостатки беспилотников
Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.
К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.
Китайский БПЛА CH-4
В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.
Сильнейшие боевые беспилотники планеты
США лидируют в сфере производства боевых дронов. По прогнозам, в 2028 году американская армия будет иметь больше беспилотных летательных аппаратов-разведчиков, чем весь остальной мир вместе взятый. Армии других стран таким количеством дронов «в погонах» похвастаться не могут, зато на боевое дежурство способны выставить самые мощные боевые дроны на планете.
GAAS Avenger
Это беспилотник для авианосцев, модификация Predator, снятого с вооружения ВВС США в 2020. Крылья складываются, чтобы аппарат занимал меньше места и поместился на корабле.
Хотя опасен он, конечно, не этим. Грузовой отсек GAAS Avenger способен нести в себе две бомбы с лазерным прицелом, общим весом 440 кг. Кроме них, беспилотник легко перевезет еще полтонны оружия и снаряжения. «Мститель» необыкновенно быстр — разгоняется до 740 км/ч. Потолок составляет 18 км.
Heron TP
Израильский Heron, вероятно, один из самых продаваемых военных беспилотников в мире. Heron TP — средневысотный многоцелевой беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 26 м. Потолок — 13,7 км. Длительность полета — 36 ч. Может нести на себе средства управления огнем и ударные комплексы. Heron TP видит в оптическом и инфракрасном диапазонах. Крейсерская скорость 296 км/ч, способен разогнаться до 460 км/ч.
MQ-9 Reaper
И снова американец. Один из самых мощных и известных в мире БПЛА. Это основной разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат армии США. Он может взлетать на высоту 14 км и находиться в воздухе до 30 часов. Крейсерская скорость — 280-310 км/ч, максимальная — до 480 км/ч. Беспилотник способен поднять в небо груз весом до 4,7 т. Оптоволоконная система AN/AAS-52 распознает и отследит цель, телекамеры прочитают номерной знак, даже находясь в 3 км от автомобиля. Время реакции на полученную от оператора команду — 1,5 с.
Вооружен Reaper противотанковой ракетой AGM-114 Hellfire, а также управляемыми бомбами GBU-12 и GBU-38. Может нести до 14 ракет Hellfire класса «воздух-земля».
Reaper ликвидировал, в частности, третьего человека в руководстве «Аль-Каиды» Мустафу Абу Язида, известного как шейх аль-Масри, Мохаммеда Эмвази (он же «Джихадист Джон»), генерала Касема Сулеймани, заместителя командующего мобилизационными силами Ирана.
Bayraktar TB2
Турецкий аппарат относится к классу тактических средневысотных БЛА с большой продолжительностью полета. Его программное обеспечение несколько превосходит подобный компонент у некоторых конкурентов, в том числе и у израильского дрона Heron.
Крейсерская скорость — 130 км/ч, максимальная — 250 км/ч. Практический потолок — 7,3 км. Длина — 6,5 м, размах крыла — 12 м. Беспилотник весит 630 кг, способен поднять до 55 кг боеприпасов. Максимальное время нахождения в воздухе — сутки.
Может нести на себе две противотанковые управляемые ракеты и корректируемые бомбы MAM-C (8 кг) и MAM-L (23 кг) с наведением по лазерному лучу, опасные для автомашин и легкой бронетехники.
СH-5 (Rainbow-5)
Новый средневысотный разведывательно-ударный беспилотник из Китая. Rainbow-5 может нести до 16 ракет класса «воздух-земля» или других высокоточных боеприпасов общей массой до 900 кг. Размах крыльев — 21 м, максимальная скорость — 400 км/ч. Без дозаправки будет держаться в воздухе 60 часов.
Taranis
Британский разведчик-штурмовик пятого поколения назван в честь кельтского бога грома. До недавнего времени детали его разработки держались в тайне. Доподлинно известны лишь масса — 3 т, длина — 11 м, размах крыльев — 10 м и то, что беспилотник оснащается технологией «Стелс», которая делает аппарат практически невидимым для ПВО противника. Максимальная скорость — сверхзвуковая, рассчитан на выполнение межконтинентальных полетов.
Yabhon United 40
Средневысотный разведывательно-ударный БПЛА разработанный в ОАЭ, может находиться в воздухе до пяти суток (120 часов). Способен нести 1 030 кг боеприпасов. Потолок — 7 км.
С-70 «Охотник»
Пока детальные характеристики российского «Охотника» засекречены. Однако известно, что его вес — около 22 т. Разработчики уверяют, что несколько «Охотников», укомплектованных ракетами «земля-воздух» Х-58, Х-35, Х-74М2 и корректируемыми авиабомбами КАБ-25, могут нанести страшный урон инфраструктуре противника.
Максимальная скорость аппарата — 920 км/ч. Боевая нагрузка — 6 т, максимальная высота полета — 18 км.
Первый полет новейшего беспилотного летательного аппарата «Охотник»
Приблизительная стоимость «Охотника» — около ₽1 млрд. Однако военные эксперты полагают, что цена сократится на 40-50% после запуска БПЛА в серию. Глава ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) Юрий Слюсарь заявил, что в армию серийные БПЛА начнут поступать с 2024 года.
Что еще может предложить Россия?
По последним данным, с 2012 года в российскую армию на вооружение принято 900 беспилотников. В основном это разведчики, корректировщики огня, перехватчики различных сигналов противника. В 2021 году российские военные получат сразу семь первых отечественных беспилотных авиационных комплексов «Орион» (он же «Иноходец») разведывательно-ударного назначения.
«Орион» — средневысотный беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, взлетная масса — 1 т. Крейсерская скорость заявлена на уровне 120 км/ч, максимальная же скорость неизвестна. Аппарат способен работать на высотах до 7,5 км. Максимальное время полета — 24 часа.
Беспилотник может нести управляемые ракеты и авиабомбы нескольких типов. Специально для него изготовлены боеприпасы малых калибров, чтобы «Орион» мог поднять груз в воздух.
В апреле 2021 года на авиабазе ВВС США впервые провели запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с помощью искусственного интеллекта. Система Skyborg подняла аппарат, управляла им и посадила. До сих пор, когда речь шла о боевых дронах, имелось в виду противостояние людей. Весной 2021 года, возможно, началась другая история — о противостоянии машин.
Я — Катя. Мне 37 лет. И я — полимерный наркоман.
Такой я стала 6 лет назад, когда декретный отпуск подходил к концу, а на работу выходить не хотелось.
Не хотелось не потому, что я — ленивая жопа. А потому что рождение дочки немного сдвинуло жизненные ориентиры в голове, и хотелось проводить с ней как можно больше времени. Качественно проводить!!!
Да-да! Я из тех мамаш, которые повёрнуты на раннем развитии ребёнка.
Когда Машка была мелкой, я на просторах соцсетей искала всякие развивашки. И постоянно натыкалась на фрукты и овощи из полимерной глины. Как же я их хотела! Столько игр развивающих можно с ними придумать!
Но! Во-первых, стоили они недёшево. Во-вторых, я итак у мужа на шее третий год (все декретные выплаты я тратила на детские книги). В-третьих, муж — жуткий прагматик: «Ты че, мать, с ума сошла? За такие деньги можно холодильник забить НАСТОЯЩИМИ фруктами и овощами».
И я решила слепить их сама. И не просто слепить один набор своему ребёнку, я решила лепить их на продажу. Я очень в себя верила! Баба я, вроде, рукастая.
Ну, не получится, будет Машка с ними играть. А получится, так, глядишь, и на работу выходить не надо.
Это процесс создания арбузов.
Уговорила мужа инвестировать в себя. Трудно сейчас сказать, какая конкретно сумма там была, что-то около 10 тысяч рублей — совсем небольшая. Я купила минимальный набор полимерной глины, простейшие инструменты. И самое главное — мастер-класс по лепке фигурок. В нем были видеоуроки по лепке 18 фруктов и овощей. (И мне этого хватило, чтобы начать. Сейчас в моем ассортименте их 60 — фрукты, овощи, грибы, ягоды. До остальных додумывалась сама: пыхтела, психовала, изобретала. Но смогла!)
Итак, 6 лет назад держу я глину в руках, охреневаю от того, какая она твёрдая. Нифига не пластилин. (Если вы сейчас посмотрите на мои ладони, вы решите, что я тягаю железо в спортзале. Неееет! Это у меня мозоли от глины).
И, знаете, вроде получается. Машка узнаёт в моём помидоре помидор. И тыква на тыкву похожа.
Я леплю ночами, пока Маня спит. А параллельно прорабатываю в голове кучу вещей:
Но меня уже было не остановить.
На всё это ушло примерно полгода.
И вот после первой рекламы у меня буквально за неделю раскупили всё, что я слепила. О-ФИ-ГЕ-ТЬ. Сработало!
На вырученные деньги (а для меня это была гигантская сумма, до декрета я зарабатывала в 3 раза меньше) я купила себе кучу инструментов и огромный запас глины. Набрала заказов и продолжала творить.
Инвестиции мужа оправдали себя.
И вот уже 6 лет я леплю. Сейчас прикинула, за это время я слепила не менее 60 000 фигурок. Аж сама впечатлилась.
Я леплю разные наборы. С любым количеством фигурок и на любой бюджет.
Когда люди видят мои работы, они думают, что я — псих. Что надо быть мазохистом, чтобы каждый день сидеть и лепить эту мелочь. Часто спрашивают, стальные ли у меня нервы?
А для меня лепка — это релакс.
Да, это уже не хобби. Это работа. Но самая-самая любимая работа.
Это моя последняя партия заказов. Здесь около 2,5 тысяч фигурок. На создание уходит 2,5-3 месяца.
P.S. С Пикабу я уже лет 12. Помню ещё на старой работе его ежедневно читала. И 6 лет назад, когда начала лепить, думала, вот сейчас налеплю «первенцев» и пост сюда напишу. Ха! Только сейчас созрела. И то, потому что муж подопнул.
Надеюсь, вам было хоть чуточку интересно и красиво.
Китайские производители БПЛА заинтересовались открытием заводов в России
«Коммерсантъ»: китайские производители дронов заинтересовались открытием заводов в России
Эксперты разошлись в оценках мотивов китайских компаний: часть считает, что локализация выгодна лишь «при большом гарантированном заказе» и господдержке, другие — что это поможет решить проблемы с сертификацией
Некрупные китайские производители беспилотников ведут переговоры об открытии производства с российскими компаниями, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на игроков рынка.
Во «Флай Дроне» рассказали, что есть два варианта — «либо компании самостоятельно организовывают производственные линии в России, либо создается совместное предприятие с отечественными разработчиками». О заинтересованности компаний из Китай в производстве в России сообщили в «Гео Иннотер».
В числе потенциальных инвесторов — ZeroZero, Fimi и AEE. Минимальная стоимость беспилотников этих компаний — 14 тыс. руб., рассказал источник. Другой собеседник издания подтвердил информацию о переговорах между несколькими российскими и китайскими компаниями о совместном выпуске «крупногабаритных сельскохозяйственных дронов».
Произведенные в России беспилотники будут стоить дороже выпущенных в Китае, полагает еще один собеседник издания. Он также подтвердил небольшую долю продаж в России для китайских компаний. Председатель Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич счел, однако, российский рынок быстрорастущим и выразил уверенность, что DJI и другие крупные китайские бренды не пожелают участвовать в локализации, чтобы не терять западных клиентов, а небольшие фирмы изучат такую возможность. «Производство в России может стать для китайского производителя конкурентным преимуществом, особенно если попадет под программу господдержки», — добавил он.
По словам другого источника издания, китайские компании заинтересованы в этом из-за проблем с сертификацией, так как Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) «ограничила сертификации ввозимых дронов, поскольку они работают на тех же частотах, что и оборудование МЧС, МВД и т.д.». При этом в апреле госкомиссия по радиочастотам при Минцифры выделила частоты диапазона 5,03–5,09 ГГц для управления дронами.
Китайские дроны работают на частотах Wi-Fi 2,3–2,5 ГГц и 5,7–5,8 ГГц, такое оборудование подлежит сертификации или нотификации ФСБ и ФСТЭК при прохождении таможни, «с этим могли возникнуть сложности, но только для новых моделей, так как на старые все сертификаты получены давно», объяснили в «Геоскане». По данным «Русдронопорта», ФСТЭК не мешает импорту, а только запрещает использовать частоты контроля беспилотников в диапазоне 5,8 ГГц.
В июне Минпромторг опубликовал для обсуждения поправки, которые определяют, какой беспилотник считается российским. Документ вводит балльную систему оценки локализации дронов — производители должны набрать не менее 400–800 баллов в зависимости от типа и массы беспилотника, чтобы их продукция считалась российской. Больше всего баллов (по 300) планируют присваивать за производство или применение российских двигателей, бортовых систем управления полетом и программного обеспечения. Остальные элементы — рамы, шасси и т.п. — оцениваются ниже. Те производители, чья продукция будет признана российской, получат доступ к субсидиям, госзаказу и господдержке.
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты и участники рынка сочли, что новые требования не помогут локализовать производство. А некоторые производители назвали требования к локализации преждевременными, по их мнению, поправки вызовут рост цен. Эксперты рассказали о сложности замещения электроники для беспилотников, особенно устройств массой до 30 кг.